ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 1»
ПО ИТОГАМ 2011-2012 УЧЕБНОГО ГОДА
1. Общая характеристика
Адрес:
692760, Приморский край, г. Артем, ул. Интернациональная, 96 Контактный телефон: 8 (42337) 4-33-53
Адрес сайта: http://artemsad1.ucoz.ru Электронная почта: sad_1@list.ru Заведующий: Завадская В.В. Тип - дошкольное образовательное учреждение Вид - детский сад общеразвивающего вида
Основные цели деятельности: реализация образовательных программ в области дошкольного образования Лицензия: серия РО № 015455 № 243 от 18 апреля 2011 г, Свидетельство о государственной аккредитации: АА 048543 № 22 от 14 марта 2006Санитарно-эпидемиологическое заключение на ведение образовательной деятельности - № 25.ПЦ.01.851.М.000466 .03.11 от 11.03.2011 г
Режим работы: Детский сад работает по пятидневной рабочей неделе с 7.00 до 19.00, выходные дни – суббота и воскресенье, праздничные дни.
Дошкольное образовательное учреждение зарегистрировано как юридическое лицо и осуществляет образовательную деятельность, согласно аккредитации, в соответствии с нормативными документами.
Структура и количество групп: Списочный состав: 121 детей В детском саду функционирует 4 группы. Из них: 1-ая младшая группа (1,5 -3 лет) – 25 детей 2-ая младшая группа (от 3 до 4 лет) – 33 ребенка Средняя группа ( от 4 до 5 лет) –30 детей Старшая, подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) – 33 ребенка. Составлен социальный паспорт родителей воспитанников: Социальная категорияВсего семей
Многодетные семьи -5
Неполные семьи - 15
Семьи имеющие детей инвалидов- нет
Опекуны - 1
Структура управления:
Управление МКДОУ осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательным учреждении и на основании Устава детского сада. Управление Учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Непосредственное управление детским садом осуществляет заведующий. Формами самоуправления МКДОУ являются: Управляющий совет, общее собрание коллектива, Совет педагогов. В дошкольном учреждении имеется номенклатура дел, регистрируется входящая и исходящая документация, осуществляется работа по изучению и реализации нормативных документов (приказов, инструкций, распоряжений), распределены обязанности между всеми участниками образовательного процесса. Трудовые отношения участников образовательного процесса оформлены трудовыми договорами, имеются должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка. Структура управления дошкольного образовательного учреждения соответствует статьям Федерального закона «Об образовании», что позволяет стабильному функционированию детского сада.
Сведения о муниципальном органе: Начальник управления образования – Колпакова Л.Я.тел.: 8 (42337) 4-74-52 Зам.начальника управления – Власова Н.И. тел.: 8 (42337) 4-89-06 Главный специалист управления образования – Нанкова В.В.тел.: 8 (42337) 4-89-06
«Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.
«Основные 4 направления развития ребенка» – интегральные компоненты содержания дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.
10 образовательных областей
«Образовательная область» – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.
Образовательные области, выделенные в ФГТ:
"Здоровье", "Физическая культура", "Социализация", "Труд", "Безопасность", "Чтение художественной литературы", "Коммуникация", "Познание", "Музыка", "Художественное творчество".
Наряду с традиционными областями, в ФГТ представлены нетрадиционные области, хотя их «нетрадиционность» весьма условна.
Например, область «Безопасность» уже в течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.
В новых ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.
ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу. (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей)
В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана и многие дошкольные учреждения используют ее.
Возникает вопрос: что меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ ?
Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования, а не Федеральный государственный стандарт. В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.
Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.
НОД в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (НОД) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на НОД), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГТ Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная.
Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других вида деятельности (под словом других Эльконин имеет ввиду не учебной).
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
ФГТ требуют от практиков решать образовательные задачи в процессе:
Совместной деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов; в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности и в самостоятельной деятельности детей.
Выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
Одно из требований программы - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
В тексте ФГТ не употребляется слово занятие. Этот термин отсутствует, чтобы не спровоцировать понимание термина образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности в качестве учебной деятельности, основной формой которой в прежней дидактике являлось занятие.
Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.
Скоролупова и Федина, разработчики ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:
Двигательная
· Подвижные дидактические игры
· Подвижные игры с правилами
· Игровые упражнения
· Соревнования
Игровая
· Сюжетные игры
· Игры с правилами
Продуктивная
· Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
· Реализация проектов
Коммуникативная
· Беседа ситуативный разговор
· Речевая ситуация
· Составление отгадывание загадок
· Сюжетные игры
· Игры с правилами
Трудовая
· Совместные действия
· Дежурство
· Поручение
· Реализация проекта
Познавательно-исследовательская
· Наблюдение
· Экскурсии
· Решение проблемных ситуаций
· Экспериментирование
· Коллекционирование
· Моделирование
· Реализация проекта
· Игры с правилами
Музыкально-художественная
· Слушание
· Исполнение
· Импровизация
· Экспериментирование
· Музыкально-дидактические игры
Чтение художественной литературы
· Чтение
· Обсуждение
· Разучивание
Малоизученным и очень актуальным остается вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и конкретных форм работы. К сожалению, и в новых СаНПин этот вопрос затрагивается частично.
Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.
«Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают:
- непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
Преемственность в работе школы и ДОУ:
МКОУ СОШ № 1 договор ежегодно составляется совместный план работы школы и детского сада, который включает в себя экскурсии, работу психолога. Взаимопосещение уроков и занятий, диагностику готовности детей подготовительной группы к обучению в школе
Художественно-эстетическое развитие. МКОУ ДОД ЦТР и ГО Развитие индивидуальных способностей воспитанников.
Познавательно-речевое развитие Музей, выставочный зал Детская библиотекаОбеспечение образовательного процесса превышением стандарта по дошкольному образованию
Охрана жизни и здоровья детей. Связь с детской поликлиникойДетская городская больницаПроведение консультационной и медицинской помощи, медицинских осмотров.
Взаимодействие с родителями. Ещё до прихода ребёнка в ДОУ, между детским садом и родителями появляются первые контакты, которые позволяют родителям поближе узнать наш детский сад: - родители посещают группы детского сада, знакомятся с педагогами, предметно-развивающей средой, - родители знакомятся с нормативными документами ДОУ (Устав, лицензия, аккредитация), - родители знакомятся с важными адаптационными моментами, - оформляется родительский договор. Основные формы взаимодействия с семьей - Презентация ДОУ, специалистов - Групповые и общие родительские собрания - Индивидуальные и групповые консультации - Дни открытых дверей - Наглядная агитация - Анкетирование Наглядная агитация для родителей носит разноплановый характер: групповые стенды, ширмы, стенд объявлений. Смена материала имеет как сезонный характер, так и определенную педагогическую направленность в каждой возрастной группе. В наглядной агитации добивемся эстетичности оформления, достоверности материала, привлекаем как практический, так и теоретический материал. В ДОУ функционируют групповые родительские комитеты, так и общий родительский комитет.
3. Условия осуществления образовательного процесса Организация предметной образовательной среды и материальное оснащение
Группы здоровья:
По состоянию здоровья детей нашего детского сада можно распределить по нескольким группам здоровья: Год рожденияГруппы здоровья
IIIIIIIV
2009-20102010-20112009-20102010-20112009-20102010-20112009-20102010-2011
2007-7113----
20061011810----
2005111510912--
200411131613----
Основные заболевания – ОРЗ, плоскостопие, ФШС. В 2011 году произошло увеличение детей со 2 группой здоровья, т.к. вновь поступающие дети имеют 2 или 3 группы здоровья. Достижения воспитанников, педагогов, образовательного учреждения. В 2010/2011 учебном году дети являлись активными участниками и призёрами городских конкурсов, фестивалей. - Музыкальный фестивале «Космос. Ребенок. Земля» - награждены грамотой за участие. – - Малые олимпийские игры между детским садом № 6 –награждены грамотой за участие. Конкурс чтецов – грамота за участие Конкурс «Новогодняя игрушка» - награждены грамотой. Конкурс «Дорожная азбука» - награждены грамотой
Основные задачи деятельности детского сада: - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; - обеспечение познавательно – речевого, социально – личностного, художественно – эстетического и физического развития детей; - воспитание с учётом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье; - осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей; - взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; -оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
5. Кадровый потенциал Дошкольное учреждение укомплектовано кадрами, согласно штатного расписания. Педагогический процесс обеспечивают: специалисты и воспитатели – 11человек:. Заведующий – 1, зам.по ВМР -1, музыкальный руководитель – 1, воспитатели – 5. Имеют первую категорию – 1 человек, 12 разряд – 3 человека; Не имеют категорию – 1 человек. Прошли курсовую подготовку – 2 человека Высшее профессиональное образование – 2 (педагогическое дошкольное – 1, психологическое – 1, экономическое 1). Среднее профессиональное – 3 (педагогическое дошкольное – 3, авиационный техникум – 1; референт делопроизводителя - 1, .) . В дошкольном учреждении в течение года были организованы различные формы обучения для всех категорий работников (деловые игры, семинары, практические занятия).
Педагоги детского сада постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещают методические объединения, знакомятся с опытом работы своих коллег из других дошкольных учреждений, приобретают и изучают новинки периодической и методической литературы. Дошкольное образовательное учреждение укомплектовано кадрами на 80%, вакансии – 1 воспитатель.
6. Финансовые ресурсы ДОУ и их использование Доходы учреждения складываются из двух источников: бюджетное финансирование из городского бюджета и внебюджетные средства. Анализ хозяйственной деятельности Хозяйственная деятельность закладывает основы существования ДОУ и направлена на обеспечение стабильного функционирования различных систем, сопровождающих образовательные, оздоровительные, социально-бытовые процессы детского сада. Результаты хозяйственной деятельности учреждения оказывают как опосредованное, так и прямое влияние на качество, и уровень образования, работы по обеспечению охраны жизни и здоровья детей. Расход на 1 воспитанника – 2011 г.- 5172 р.; 2012 г. – 5801 р. К началу 2011-2012 учебного года в ДОУ произведен косметический ремонт коридора (соответствие правилам пожарной безопасности), 4 групповых комнаты (соответствие правилам пожарной безопасности), закуплена новая мебель в одной группе.
7. Перспективы и планы развития. Анализируя работу детского сада за 2011-2012 учебный год, было отмечено, что коллектив выполнил поставленные задачи на этот период. Решение этих задач педагогический коллектив осуществлял целостно, через системы обучения и воспитания. По результатам мониторинга, проведенного с педагогами ДОУ, педагогической диагностики детей, учитывая возрастающие запросы родителей, коллектив ДОУ планирует продолжать работать по программе " От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, повышать уровень психофизического здоровья детей, изучать и внедрять эффективные технологии и методики оздоровления детей, способствовать дальнейшему успешному обучению в общеобразовательной школе. Коллектив дошкольного учреждения на 2011-2012 учебный год ставит перед собой следующие задачи: - создание условий для реализации эффективных форм оздоровления дошкольников посредством мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни; - совершенствование работы по патриотическому воспитанию детей через приобщение к традиционно – бытовой культуре русского народа.
План развития:
1. Реализация «Образовательной программы ДОУ».
2. Вовлечение педагогов в инновационную деятельность.
3. Участие ДОУ в городских и всероссийских конкурсах.
4. Приобрести и установить игровое оборудование на и игровых участках.