Конспект занятия на тему «Кто это ползет, на себе свой дом везет».
Цель:
1. Познакомить детей с улиткой, учить подбирать слова, обозначающие признаки и действия (медленно ползёт, щупальца, глаза, рожки, домик-раковина)
2. Закрепить умение определять жилище зверей по описанию, называть-берлога, норка, пруд, крыло, гнездо.
3. Воспитывать интерес к познанию нового.
Материал:
аквариум с большой улиткой, игра «Кто, где живёт»,
Стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом? », загадки об улитках.
Ход:
Воспитатель:
- Ребята, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте про кого она: «Кто это ползёт, на себе свой дом везёт? ».
(Если дети затрудняются, предлагаю отгадку отыскать в аквариуме) .
Совместно с воспитателем дети находят улитку, рассматривают её, обращают внимание на домик, голову с рожками, отмечают поведение улитки.
Воспитатель:
- Послушайте ещё одну загадку «Глаза на рогах, а домик на спине». Дети отгадывают загадку.
Воспитатель:
- Молодцы ребята, правильно отгадали - это улитка.
Предлагает иллюстрацию с изображением улитки. Давайте ещё раз посмотрим какие бывают улитки. Ходить улитка не умеет, она ползёт, у неё всего одна нога. На её голове четыре щупальца: два маленьких нижних и два верхних побольше. Глаза у улитки расположены на верхних щупальцах, которые торчат как рожки. Попался ей листочек - она наклонит щупальца - рожки и рассматривает его, точно через лупу.
Попробуй поднести к ней руку - она втянет щупальца и спрячется в домик. Хотя глазки у неё маленькие, но что нужно, она ими увидит.
Воспитатель:
- Какие дома вы ещё знаете? (Если живёте в домах- деревянных, кирпичных.) А у улитки дом как называется?
Дети:
- Раковина.
Воспитатель:
- Лисичка в каком доме живёт?
Дети:
- В норке.
Воспитатель:
- У всех разные дома. А сейчас послушайте стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом? »
«Воробей живёт под крышей,
В тёплой норке - домик мыши,
У лягушки дом в пруду,
Домик пеночки в саду.
Эй, цыплёнок, где твой дом?
Он у мамы под крылом».
-А может улитка выползти из своего домика?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
- А почему?
Дети:
- Она может погибнуть без своего домика.
Воспитатель:
- А кто мне скажет быстро или медленно ползет улитка?
Улитка ползет медленно, у нее всего одна ножка, а не как у других животных по четыре. А сейчас улитка загадает вам лесные загадки: «Колючая, маленькая - это ёжик или ёлочка? » «Пушистый, маленький - это зайчик или белочка? »
Ребятки, - обращается улитка к детям - теперь вы посмотрите на меня и расскажите, какая я, что у меня есть, какую потешку рассказывают про меня дети.
(Дети с помощью воспитателя описывают улитку)
Улитка маленькая, у нее есть рожки и домик на спине. Про нее есть вот такая потешка:
«Улитка, улитка высуни рога, дам тебе горячего пирога».