Главная | Регистрация | Вход | RSS Понедельник, 06.05.2024, 12:07

Детский сад №1

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 41
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Скоро в школу

Готов ли Ваш ребенок к школе: психологические аспекты

Вот и пролетела половина учебного года. Уже скоро начнется тревожная и суетливая пора поступления в школу. Вы, уважаемые родители, уже во многом определились и вместе с ребенком ожидаете первых собеседований. Но все ли мы верно и точно понимаем, каким должно быть развитие ребенка, для того, чтобы он был успешен в школе, чтобы педагоги, психологи и логопеды сочли его, в достаточной мере, готовым к обучению в первом классе. Давайте еще раз обратимся к понятию именно психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Психологическая готовность — сложное образование, которое включает в себя все стороны детской психики, а именно развитие личности, учебные мотивы и волевые способности, уровень развития познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, речи и воображения), а также уровень развитие произвольности и некоторых учебных способностей ребенка. Большинство родителей отдают приоритет в готовности ребенка именно развитию познавательных процессов и учебных способностей, а некоторые видят показатель готовности только в них. Давайте рассмотрим, каковы должны быть эти показатели у ребенка с высоким уровнем психологической готовности.

Итак, познавательные процессы. Они обеспечивают информационную основу деятельности, и уровень их развития обеспечивает понимание, быстроту и качество усвоения информации. В первую очередь оцените внимание своего ребенка. Оно должно быть устойчивым и произвольным. Это значит, что при объяснении и выполнении задания, ребенку не нужны дополнительные эмоциональные или игровые стимулы. Он может самостоятельно работать в течение 7—10 минут, не утрачивая цель задания и не отвлекаясь.

Произвольность важна и при оценке графических навыков, когда выявляется, насколько ребенок может сконцентрировать свои внимание и волю на выполнении графического задания при контроле зрения.

Большое значение имеет развитие слуховой и зрительной памяти. При восприятии слов или зрительных образов (картинок), ребенок должен уметь не просто точно и в полном объеме повторить, что он увидел и услышал, но уметь использовать при запоминании логические способы. Например, запоминать объекты, в какой либо связи друг с другом или с помощью других объектов, которые помогут потом вспомнить ребенку то, что ему предлагалось для запоминания. Предложите ребенку запомнить 10—12 слов, делая при запоминании собственные рисунки к этим словам, а через час попросите, глядя на рисунки, вспомнить слова. Вы увидите, насколько точна, объемна и логична память будущего первоклассника.

Не менее значимо умение ребенка воспринимать геометрические фигуры и ориентироваться в пространстве листа. Многие дети хорошо знающие названия геометрических фигур и отлично различающие свою правую и левую руку, не могут различить треугольники расположенные, например, внутри шестиугольника и допускают ошибки в рисовании по клеткам под диктовку. Если ребенок испытывает трудности в таких заданиях, его зрительное восприятие отличается незрелостью.

Что касается речи, то здесь родители должны обратить внимание на ее внешнюю и внутреннюю стороны. А именно, на связанность и последовательность речи ребенка, умение высказывать свои мысли, делать собственные умозаключения, отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать. Но, кроме того, важно определить различает ли ребенок речь на слух, слышит ли, сколько в предложении слов, сколько в слове слогов, звуков и какие они. Именно эта способность основа грамоты. Дети с нарушениями речи будут испытывать затруднения при письме и чтении.

Наконец, поговорим о мышлении. Оно должно быть образным, отвлеченным. Это значит, что понимание и анализ информации не всегда требует наглядности. К семи годам ребенок мыслит понятиями и способен обозначать некоторые из них символами. Это предпосылки логического мышления. Попросите ребенка объяснить некоторые понятия, например, болезнь или торжество. И вы увидите, сможет ли он объяснить их на существенные понятийные признаки или будет приводить несвязные разрозненные примеры.

Очень важный показатель готовности, связанный с познавательной сферой и учебными качествами, — это обучаемость. Под ней понимают способность ребенка принимать помощь в обучении со стороны взрослого. Некоторые дети категоричны или не чувствительны к помощи взрослого, что создает им трудности в общении и учебе. Ребенок должен понимать вид и форму помощи, откликаться и использовать ее в своей деятельности.

Еще одно из важнейших условий — это наличие учебных мотивов деятельности. Только тот ребенок, у которого сложилась потребность познавать, приобретать знания, не скажет через неделю-другую после 1 сентября, что ему надоело в школе, что он передумал туда ходить. В беседе с ребенком определите, насколько сильно его желание учиться, как он понимает необходимость учения, сложилась ли у него позиция школьника.

Многие родители недооценивают способность ребенка общаться, как показатель школьной зрелости. И напрасно. Успешность ребенка будет зависеть от того, насколько выражена его потребность в общении с людьми, от умения подчиняться традициям и правилам детского коллектива, налаживать контакты, адаптироваться к новым условиям, быть доброжелательным, проявлять уважение и сочувствие к другим, а также осознавать собственные успехи и неудачи в связи с общей целью.

Эмоционально-волевое развитие ребенка одна из черт его психологического портрета и условие успешности в школе. Зрелый первоклассник должен уметь поставить цель, принять решение, наметить план действий, реализовать его и оценить свои результаты.

Как видите, это не мало, и большинство современных детей не умеет этого. Они боятся трудностей и отказываются от цели. Как помочь ребенку, как сформировать эти качества и сделать его жизнь в школе активной и насыщенной, об этом в следующий раз.


Готовимся к школе!

Как быстро пролетает дошкольное детство! И вот уже в сентябре школа распахнёт свои двери перед нашим малышом, и учитель поведёт его в волшебную страну знаний. И как будет замечательно, если стремление ребёнка учиться не угаснет на протяжении всех 11 лет. Что же мы можем для этого предпринять уже сейчас, в подготовительной группе?

Для начала, обратим внимание на себя. Как мы относимся к порученному делу? Не выполняем ли его спустя рукава? Как тратим своё свободное время? Сидя перед компьютером или лёжа перед телевизором? А если у нас что-то не получается, не обвиняем ли мы всех, но только не себя?

Родители — самые авторитетные люди для ребёнка, а значит и поведение их самое правильное. И это с нас ребёнок берёт пример, как себя вести в той или иной ситуации. Поэтому, дорогие наши родители, прежде чем спрашивать что-то с ребёнка, давайте изначально убедимся в том, что мы сами поступаем верно.

Вот мы и оценили себя критически. Теперь самое время определить линию нашего поведения. Определим несколько правил, которым желательно следовать в общении с ребёнком.

·  Развиваем и поощряем интерес ребенка к учению.

·  Поощряем успехи («Ты сможешь, у тебя всё получится»), не акцентируем внимание на неудачах (Ведь у нас тоже всё новое получается не всегда сразу.)

·  Никогда не сравниваем малыша с другими детьми (Даже на одной ветке яблоки созревают по-разному.)

·  Вырабатываем адекватную положительную мотивацию у ребенка к школе.

·  Поддерживаем доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.

·  Стараемся придерживаться режима дня. Не перегружаем ребёнка кружками и дополнительными занятиями.

·  Внимательно следим за своей речью.

·  Сводим до минимума компьютерные игры (не должны превышать 20 минут в день), просмотр телевизионных передач и мультфильмов.

·  Стремимся, как можно больше читать ребенку интересных для него книг.

·  Прислушиваемся к рекомендациям воспитателей и специалистов, работающих с нашим ребёнком, потому что они профессионалы, а мы в этих вопросах недостаточно компетентны.

·  Интересуемся у ребёнка, как прошёл день, побуждая его к высказываниям.

·  Мы любим его, уже за то, что он есть!

 

На школьном пороге, или как выбрать школу и подготоить ребенка к тестированию

Давайте поговорим о родительских амбициях. Вы спросите, какое это отношение имеет к выбору школы? Уверяю, имеет, и иногда приводит к серьезным последствиям.

Выбирает школу, конечно же, взрослый. Иногда решение принимает один родитель, иногда его обсуждают на семейном совете. Так или иначе, при выборе школы руководствуются несколькими пунктами: статус школы, программа начальной школы, близость к дому, хороший учитель. Все это правильно и само по себе не означает возможной проблемы. Она возникнет только в том случае, если какая — либо из этих позиций поставлена во главу угла и достигается взрослым без учета других менее зримых, менее очевидных моментов в детской индивидуальности. Когда семья нацелена на престижную школу со сложной программой, с углубленным изучением предметов любой ценой, и весь комплекс необходимых параметров готовности ребенка не учитывается родителями, то это именно тот случай, когда родительские амбиции берут верх над интересами ребенка.

Предлагаем несколько советов, касающихся разумных подходов в выборе школы и подготовки ребенка к собеседованию.

Совет 1

Раздумывая о том, в какую школу пойдет ваш ребенок, вооружитесь заранее максимальной информацией: о развитии сына или дочери, уровне психологической готовности к школе, состоянии здоровья и мере физических и интеллектуальных нагрузок, особенностях роста и развития нервной системы вашего ребенка. Далее подробно выясните, какова программа для 1, 2 Ч 3 класса, как много материала дается на домашние задания, насколько быстро усложняется материал. Сопоставьте силы ребенка с тем, что ему предстоит. При этом не употребляйте тезис: «Мы будем учиться вместе». В этом случае ваш ребенок всегда будет зависеть от Вас. Роль родителя заключается в моральной поддержке и развитии самоорганизации ребенка в учебном процессе.

Совет 2

Не скидывайте со счетов нагрузку, которой подвергается ребенок, вынужденный добираться в школу общественным или личным транспортом. Еще раз подумайте, что так будет не один день и не несколько раз в неделю. Еще раз оцените его физические возможности, утомляемость, свойственную незрелому еще организму.

Совет 3

Выбирая школу и учителя не оставляйте своего ребенка в стороне от этого процесса, а затем и самого выбора. Возьмите его с собой, когда идете в школу первый, второй, третий раз. Пусть присутствует при ваших беседах с представителями администрации и учителями.

В это время ребенок присматривается, у него складывается собственное впечатление, которое должно быть очень значимым для вас, а возможно решающим.

Совет 4

Не комплексуйте, если у вашего ребенка есть проблемы со здоровьем и развитием, не завышайте для него планку. Постепенность и умеренность в нагрузках помогут ребенку учиться уверенно и радостно, а, не опасаясь недовольства семьи и учителя. Помните, что важнее всех результатов физическое и психическое здоровье детей.

Совет 5

Подготовьте ребенка заранее к тому, что ему предстоит отвечать на вопросы нескольких незнакомых взрослых, выполнять различные задания. Многие дети теряются, замыкаются, демонстрируют при собеседовании уровень ниже того, который объективно у них существует. Помочь ребенку можно, рассказав ему о том, как будет проходить запись, отрепетировать в круги семьи и знакомых, как надо познакомиться с учителем, как вести себя, если ты не понял или не расслышал задание. Для этого мама сама должна хорошо знать, сколько человек будет в комиссии, сколько времени займет беседа и, где в это время будет находиться она сама. Не запугивайте ребенка.

Его поведение и общение должно быть свободным, естественным, уверенным. Он не должен стесняться ошибки или незнания. Чаще говорите ему, что любите его, верите в его силы, и во всем его поддерживаете.

Совет 6

Помните о том, что весь первый год в школе ребенок будет привыкать к режиму, нагрузкам, учебной деятельности и общению. Ваше ежедневное внимание и обеспечение для ребенка необходимого отдыха, питания, прогулок — это условия здоровья и успешности. Поэтому маме необходимо позаботиться о возможности проводить с ребенком как можно времени, хотя бы первых несколько месяцев с начала учебного года.

Последний совет

Будьте во всем и всегда рядом с ребенком, будьте спокойны и выдержаны, верьте в хорошее, не бойтесь трудностей и тогда Ваш малыш, а потом первоклассник, а позже подросток всегда будет самодостаточен, уверен в себе и успешен.


Ловушки школьной парты, или как предупрелить  возможные трудности в обучении

Подготовка ребенка к школе с интеллектуальной, познавательной точки зрения для многих родителей становиться главной, а иногда единственной целью. Очень многие родители, к сожалению, недооценивают уровень развития личностных качеств ребенка, а именно самооценку, самоконтроль, конформизм и потребность обучаться. Такая позиция может привести к неожиданным для родителей и ребенка, но вполне закономерным трудностям, которые выразятся в затяжной адаптации, снижении интереса и положительного отношения к школе, конфликтам с учителем и сверстниками. Коснемся подробнее ситуаций, предусмотреть которые родителям вполне по силам еще до школы.

Самооценка. Формирование самооценки происходит на протяжении всего дошкольного возраста и зависит от характера общения ребенка с взрослыми и от их оценок его деятельности, поведения, личных качеств. Неумение ребенка 6—7 лет оценивать результаты своего поведения и деятельности адекватно — это результат неадекватной оценки взрослого.

В чем же состоит «ловушка» при неадекватности детской самооценки? А в том, что Ваше чадо, привыкшее только к похвалам, заранее уверенное в своем успехе и превосходстве, получив нежелательную оценку учителя, вполне может оказаться в ситуации личностного кризиса, когда будут не только эмоциональные переживания, но и распад всей учебной деятельности. Вы спросите, разве плохо, что ребенок уверен в себе, или может его не надо хвалить. Конечно надо, но хвалить, так же, как и ругать надо педагогически грамотно. Или другой вариант ребенок, которому приходиться слышать только критику и упреки взрослых, неуверенный не способный оценить свои результаты высоко, даже, когда для этого есть основания.

В школе такой ребенок будет бояться отвечать, проявлять инициативу и творчество и при неблагополучной ситуации вполне может быть отвержен и учителем и классом. Как же грамотно формировать и корректировать детскую самооценку.

Во-первых, любая похвала должна быть заслужена, она должна строго соответствовать тому, что сделал ребенок, как он потрудился, что он преодолел, насколько превзошел самого себя.

Во-вторых, никогда не связывайте оценку с личностью ребенка в целом, а давайте ее относительно только к результату. Например, маме не следует говорить: «Ты ленивый и глупый». Но вполне допустимо сказать: «Ты мало старался, не разобрался до конца».

В-третьих, следует помнить, что стратегия общения с ребенком взрослых будет разной в зависимости от того завышена у него самооценка или занижена. В первом случае хвалите ребенка только за «сверх результат» и почаще ставьте в ситуацию здорового неуспеха, когда ребенок видит свои недочеты, но сохраняет уверенность и желание исправить ситуацию. В случае, когда ваш ребенок неуверен в себе, обеспечьте его своей поддержкой, вселяйте в него веру и стремление преодолевать себя. Такому ребенку похвала может быть предоставлена авансом, то есть вперед за будущие успехи и старание.

Есть и другая «ловушка» — дети, у которых адекватная самооценка, но слабый самоконтроль и уже знакомая нам произвольность. В школе им бывает не легко сосредоточиться, заметить свои ошибки, длительно следить за объяснениями учителя. Задача родителей — почаще упражнять ребенка в умении следить за собой, контролировать себя в начале дела и в процессе его выполнения. Научите ребенка планировать любую свою деятельность, даже бытовую. Обсудите с ним, что и в каком порядке он будет выполнять, где он столкнется с трудностями, что ему может помочь при выполнении, сколько времени понадобиться. Сначала выстраивайте план вместе, учите ребенка планировать и проверять себя в процессе выполнения, постепенно предоставляйте ему возможность делать все это самостоятельно.

Это долгий совместный, но очень необходимый труд. Если вносить в эти упражнения дух соревнования и эмоционального увлечения они принесут радость и Вам и ребенку. Кроме того, формируйте у ребенка привычку сосредотачиваться на окружающем. Помогут игры «Распознаем, что происходит вокруг по звукам» или «Назови как можно больше круглых предметов в комнате». Дети эмоциональны и подвижны, им тяжело сдерживать себя и нацеливать на выполнение правила. Играйте чаще в игры, где надо строго следовать правилам. Например, «Запрещенное слово», которое нельзя произносить на протяжении игры, или «Запрещенное движение».

Именно игры помогут Вам и детям в воспитании конформизма, товарищества. В игре ребенок не должен забывать, что он взаимодействует с партнером. Учите радоваться успехам товарищей по игре, помогать им, соперничать честно. Если это будет за пределами родительского внимания, ребенок легко может попасть в «ловушку» отверженности детским коллективом или трудной школьной адаптации, когда радость учебы и общения с одноклассниками будет омрачена конфликтами. Нацеливайте ребенка на открытое общение, на сотрудничество, обсуждайте с ним в этом ключе все жизненные ситуации и упражняйте именно в таком поведении по отношению ко всем, кто его окружает сейчас.

И еще, не забывайте, что ребенок должен хотеть учится. Он должен осознавать, что идет в школу не потому, что так решили ВЫ, не потому, что пришло время или что в школе его ждут новые друзья. А только потому, что его потребность в знаниях и развитии стала иной. Если учебные мотивы ребенка не созрели, он быстро разочаруется, рутина школьной жизни станет тяготить его, отсутствие привычки трудиться разрушит последний оплот школьного интереса. И тогда — «ловушка» уныния и протеста захлопнется. Этого нельзя допустить, а предотвратить необходимо всей дошкольной порой, когда каждое новое знание ребенка, каждое его приобретение это труд и радость.

Если Вы не уверены, что Ваш первоклассник имеет зрелую школьную мотивацию, проконсультируйтесь со специалистом или, если возможно дайте времени завершить свое дело.



Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz